МБОУ "Лицей №1"
г.Нефтеюганск, ХМАО - Югра
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    Поступление в первый класс — значимое и важное событие в жизни ребенка.

    У него начнется действительно новая жизнь, с иными правилами, нагрузками, режимом. Ему придется решить множество задач:

    • познакомиться с новыми людьми,
    • приобрести друзей,
    • научиться организовывать свое время,
    • привыкнуть к новому распорядку.

    Наступает момент, когда любой родитель задает себе вопрос: «Когда отдавать ребенка в школу?» Несомненно, существуют общепринятые стандарты, но каждый из нас индивидуален. Дети все разные, кто-то способен уже в 6 лет легко усваивать школьный материал и хорошо учиться, а кто-то не сможет просто освоить предлагаемую программу. Тогда как определить готовность ребенка к школе?

    Понятие готовности к школе – это совокупность разных факторов и личностных особенностей ребенка. И речь здесь совсем не о том, что ребенок должен знать определенное количество букв или цифр к определенному возрасту. К основным видам готовности к обучению можно отнести физическую, психологическую и спецальную готовность.

    Уровень физического развития определяется оценкой целого ряда критериев. Именно для этого все будущие первоклассники перед школой проходят медицинский осмотр. По определенным показаниям врача может быть предложена отсрочка похода ребенка в первых класс. К физической готовности относят также навыки самообслуживания. 

    В понятие психологической готовности также входит сразу несколько аспектов.

    • Умственная готовность. Перед началом обучения в школе необходимо определить достаточный ли уровень знаний имеет ребенок об окружающем мире, как он усваивает новую информацию, есть ли у него тяга к новым знаниям, насколько устойчиво его внимание и память.
    • Социальная готовность. Социальную готовность ребенка можно определить по следующим критериям. Он должен уметь заводить разговор со сверстниками, при этом первокласснику нужно уметь как поддержать разговор, так и выслушать собеседника. Важно, чтобы малыш понимал социальную иерархию в школьном коллективе и знал, что необходимо слушать и выполнять указания учителей на уроках.
    • Эмоциональная готовность. Определяется уровнем ожидания ребенка похода в школу, его стремлением узнавать что-то новое и достигать результатов, организованностью, самостоятельностью и сдержанностью.

    Специальная готовность. Для успешного вхождения в учебный процесс ребенку важно обладать некоторыми практическими навыками и теоретическими знаниями.

    • Графические навыки. Ребенок должен уметь правильно держать карандаш или ручку в руке и уметь чертить ровные горизонтальные и вертикальные линии, простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), штриховать и зарисовывать, не выходя за рамки объектов.
    • Восприятие пространства. Будущий первоклассник должен знать и уметь применять такие понятия, как «высоко – низко», «право – лево», «далеко – близко».
    • Мыслительные навыки. Определить уровень развития образного мышления можно, попросив ребенка описать картинку или составить рассказ о себе.
    • Знания об окружающем мире. В эту категорию входят знания о временах года, некоторых растениях, днях недели, цветах, своем городе, семье и т.д.
    • Физические навыки. Ребенку нужно знать базовые физические упражнения (приседания, наклоны вперед и в стороны, круговые движения руками и прочее).
    • Вычислительные навыки. Он должен уметь считать в рамках десяти и знать состав числа в рамках десяти, например, понимать, что число 4 можно сложить из 2+2 или 3+1.
    • Чтение. К первому классу рекомендуется, чтобы ребенок знал от 10 букв, из которых мог бы сложить и прочитать слоги или слова.

    При оценке готовности ребенка к школе необходимо опираться на ряд критериев:

    Первый критерий — умение ребенка регулировать свое поведение и эмоции.

    Ребенок должен уметь усидеть на уроке 30–40 минут и при этом внимательно слушать учителя, понимать его объяснения и четко выполнять предлагаемые задания. Кроме того, важно, чтобы ребенок мог справляться со своими переживаниями в ситуациях неудачи, проигрыша, ссоры или конфликта, а также адекватно выражать свои эмоции и чувства.

    Второй критерий — умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми людьми.

    Важно, чтобы первоклассник умел налаживать отношения с разными ребятами, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Такому малышу легче найти друзей, он значительно комфортнее чувствует себя среди одноклассников. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что роль и позиция учителя весьма отличаются от привычного отношения взрослых к дошкольнику.
    Поэтому необходимо, чтобы первоклассник чувствовал эту разницу и мог адекватно относиться к учителю — признавать его авторитет, понимать и принимать важность требований и возлагаемых педагогом на него как на ученика обязанностей.

    Третий критерий — уверенность ребенка в себе и адекватная оценка своих возможностей.

    В школе многие задания связаны с проявлением способностей и знаний ученика перед всем классом. Ребенок должен говорить так, чтобы его слышали другие, уверенно и внятно излагать свои мысли и идеи, не пасовать перед классом. Школьная жизнь в основном связана с изучением чего-то нового, и, конечно, не все получается с первого раза, для достижения цели необходимо прикладывать усилия, терпеливо добиваться результата. Поэтому так важно, чтобы первоклассник не боялся проявлять себя, чтобы он экспериментировал, пробовал, старался, доводил начатое до конца, а не бросал на полпути.
    Поэтому ребенок должен иметь представление о том, что он знает и умеет делать хорошо, что у него получается, а также о том, что пока ему дается с трудом и над чем еще нужно поработать. Ведь во многом адекватность самооценки ребенка зависит от сознания собственных сил и возможностей, а также понимания своих слабых сторон, недостатков и способности их учитывать

    Четвертый критерий — интеллектуальная готовность.

    Чаще всего именно данному критерию при поступлении в школу родители и воспитатели уделяют самое большое внимание. Конечно, хорошо, когда первоклассник знает буквы, умеет считать до десяти и может написать свое имя, имеет ряд знаний и представление о себе и об окружающем мире, может выделять и объяснять логику происходящего. Но интеллектуальная готовность, с психологической точки зрения — это не столько умение ребенка читать, писать и считать (чему, по сути дела, и учит начальная школа), сколько способность думать, запоминать и быть внимательным тогда, когда этого требует учитель.

    Пятый критерий — желание ребенка идти в школу.

    Это условие является одним из самых значимых. Поступление в первый класс — это тот шаг, который кардинально изменяет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые и более серьезные требования, и необходимо, чтобы будущий первоклассник был готов к подобным изменениям. Поэтому часто психологи обращают внимание на то, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс была сформирована «внутренняя позиция школьника». Это можно рассматривать как понимание и принятие себя в роли ученика. Ведь желание идти в школу и заинтересованность во многом помогают ребенку справляться с трудностями и неудачами, которые могут произойти.

    Школьная жизнь требует усилий, это трудоемкий и повседневный труд. Не всегда все получается, не всегда хочется делать домашнее задание, можно устать от самой школы, одноклассников и учителя. Но если ребенок понимает важность и необходимость обучения в школе, он обязательно справится с трудностями и будет принимать помощь со стороны взрослых.

    Для определения уровня всех составляющих элементов психологической готовности используются различные комплексные методики.  Диагностика может проводиться только с согласия родителей или законных представителей ребёнка. При этом исследовать психологическую готовность ребёнка к школе, давать заключение и рекомендовать программу коррекции, основываясь на критериях готовности, доверено только специалисту – квалифицированному детскому психологу.

    Некоторые тесты можно провести в домашних условиях.

    Методики для родителей

    1.Тест на изучение уровня самооценки ребёнка «Лесенка», для него нужно:

    • нарисовать на листе лестницу из 5 ступеней;
    • объяснить ребёнку: «Это волшебная лестница. Каждая её ступенька предназначена для разных детей. Чем выше ступенька, тем лучший ребёнок может на ней стоять. Самая верхняя ступенька для самого хорошего ребёнка»;
    • спросить у ребёнка: «На какую ступеньку ты поставишь сам себя?», «На какую ступеньку тебя поставит воспитательница?» Задать ещё 5 вопросов о том, куда его поставят значимые люди.

    Если ребёнок в результате оказывается на первой ступени, это говорит о низкой самооценке. Вторая ступень – о заниженной. Адекватной самооценке соответствует третья ступень. Четвёртая ступенька «Лесенки», на которой оказывается малыш, говорит о завышенной самооценке, а пятая соответствует высокой самооценке.

    2.Тест на проверку уровня готовности ребенка 5-6 лет к обучению в школе

    Общий кругозор(оценка психосоциальной зрелости).
    Задать 8 вопросов из 14 предложенных

    1. Сколько тебе лет?(желательно с месяцами).
    2. Как зовут твоих родителей? (имя и отчество ).
    3. Кем работает твоя мама(папа)?
    4. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
    5. Сколько тебе лет будет через год?(два)
    6. У тебя есть брат или сестра? Кто старше?
    7. Сейчас утро, вечер или день?
    8. Что бывает раньше : обед или ужин?
    9. Какое сейчас время года: весна, зима осень или лето? Почему ты так считаешь?
    10. Что делают почтальон, врач, учитель?
    11. Покажи свой левый глаз и правое ухо? Зачем нужны глаза и уши?
    12. Каких зверей ты знаешь? Каких птиц?
    13. Кто больше : корова или коза? Птица или пчелка?
    14. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш?

    7-6-высокий уровень, 

    5-6-средний уровень, 

    4-0-низкий уровень.

    3.Тест на способность устанавливать причинно-следственные связи.

    Придумай окончание предложения:

    1. Если в комнату принести кусок льда , то он …
    2. Если поранишься, то…
    3. Если ты хочешь что то купить, то…
    4. Если сломалась машина, то…
    5. Если на улице стало темнеть, то…
    6. Если положить в чай очень много сахара ,то
    7. Если на улице стало светлеть, то…
    8. Если воду поставить на мороз, то …
    9. Если бросить бумагу в костер, то…
    10. Если пошел сильный дождь, а ты не смог нигде спрятаться, то…
    • 1б.-точный причинный ответ
    • 0.5б.- повторяющий фразу
    • 0б.- неверный.

    9-10-высокий уровень,

    6-8- средний уровень,

    0-5-низкий уровень.

    4. Тест на определение мотивационной готовности.

    Ответь на вопросы:

    1. Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему?
    2. Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?
    3. Как ты думаешь, что интересного будет в школе?
    4. Как надо готовиться к школе?
    5. Хочешь ли ты остаться в д.саду? А дома?
    6. Кто бы ты хотел, чтобы тебя учил в школе? Учитель? Воспитатель? Мама?
    7. В какой школе ты бы хотел учиться? Где считают, читают, пишут или где играют, поют, танцуют?
    • 1б.- учебный мотив,
    • 0.5б.- игровой,
    • 0б.-не знает.

    6-7-высокий уровень,

    4-5-средний уровень,

    2-3-низкий уровень.

    5.Тест на определение уровеня развития речи.

    Я буду говорить тебе слова . Ты должен назвать их одним словом.

    1. Тарелка, стакан, миска, вилка, нож.
    2. Рубашка, брюки, юбка, колготки, кепка.
    3. Кроссовки, туфли, шлепанцы, валенки, тапочки.
    4. Суп, каша, хлеб, пицца, печенье.
    5. Одуванчик, роза, ромашка, колокольчик, незабудка.
    6. Береза, липа, ель, сосна, вяз, дуб.
    7. Стол, табуретка, кресло, кровать, диван.
    8. Воробьи, голуби, вороны, гуси, синицы.
    9. Караси, окуни, щуки, сомы, сельдь.
    10. Ежевика, малина, клубника, черника, брусника.
    11. Морковь, помидор, капуста, свекла, редис.
    12. Яблоки, груши, сливы, апельсины, абрикосы, персики.
    13. Танкисты, артеллеристы, десантники, кавалеристы.
    14. Слесари, столяры, водители, плотники, сварщики, электрики.
    • 1б.-сразу отвечает,
    • 0.5б.- думает,
    • 0б.- не ответил.

    12-14-высокий уровень,

    9-11- средний уровень,

    0-8-низкий уровень.

    Усилить готовность ребенка к школе можно простыми способами, которые органично встраиваются в повседневную жизнь. Таким образом, он получает и тренирует основные физические и психологические навыки, не воспринимая задания как учебный процесс.

    Прогулки с пользой.
    Во время ежедневных прогулок по улице разговаривайте на разные темы. Обсуждайте особенности погоды в этот день, обращайте внимание ребенка на изменения в природе, связанные со сменой времен года, считайте предметы (автомобили на дороге, деревья в парке, лавочки и т.д.), обсуждайте цвета и оттенки окружающих вещей.

    Тренируем образное мышление.
    Просите ребенка рассказывать вам об увиденном. Пускай малыш перескажет сюжет мультика, который посмотрел пока вы готовили обед или ознакомит вас с деталями прогулки с бабушкой. Такие пересказы помогают тренировать речь и формировать правильные обороты и предложения.

    Память.
    Учите на память стихи, песенки и скороговорки.

    Любые занятия должны проходить в игровой форме, чтобы у ребенка не возникло отторжения к школе еще до ее начала. Предлагайте малышу разные виды активностей, но всегда следите за его реакциями и если видите явную неготовность и нежелание заниматься в данный момент тем или иным видом деятельности, отложите занятие на потом.

    Школа будущего первоклассника

    Начальное
    общее
    образование

    Муниципальное бюджетное 
    общеобразовательное
    учреждение «Лицей №1» 
    (628310, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный 
    округ – Югра, 
    г.Нефтеюганск, 
    16 А микрорайон, здание 84,
    помещение 1)

    15
    микрорайон

    2-5, 5а, 9,
    10, 11, 11а, 
    12, 12а, 21, 22

    дома 
    индивидуальной
    застройки:

    • ул. Южная
    • ул.Энтузиастов 
    • ул. Радужная 
    • переулок Малый 
    16а микрорайон  52, 66-68,
    70, 71, 75-83,
    85-90, 91/1

    Документы, предъявляемые при поступлении в 1 класс

    Категория заявителя Предъявляемые документы

    Родители (законные представители) детей, 
    проживающих на закрепленной территории, 
    для зачисления ребенка
    в первый класс 
    предъявляют
    :

    1. Личное заявление​ ​​​​​ родителя (законного представителя) ребёнка.
    2. Документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя) ребенка;
    3. Свидетельство о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя;
    4. Документ о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории;
    5. Документы, подтверждающие внеочередное, первоочередное и преимущественное право приёма на обучение.

    Документы

    Найдено: 4
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie